Депутаты Николай Николаев, Александр Якубовский со товарищи внесли на рассмотрение Госдумы РФ законопроект о внесении ряда изменений в 214-ФЗ и отдельные законодательные акты РФ.Законодательные инициативы, предпринятые в целях защиты прав участников строительства в формате постановлений Правительства РФ, иных федеральных законов теперь вновь нашли свое отражение в основном Федеральном законе от 30.12.2004 «Об участии в долевом строительстве…» (214-ФЗ) и ряде федеральных законов.
В частности, внесенным на рассмотрение Госдумы законопроектом предусматривается запрет возможности использования денежных средств дольщиков по исполнительным документам, за исключением случаев, предусматривающих:
• перечисление денежных средств на удовлетворение требований о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью,
• перечисление денежных средств на расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда,
• взыскание денежных средств в доход Российской Федерации.
Перечень возможного использования денежных средств участников строительства (ст. 18 214-ФЗ) дополняется возможностью использования денежных средств дольщиков для подготовки проектной документации и выполнения инженерных изысканий для строительства, реконструкции в границах земельного участка, правообладателем которого является застройщик; сетей инженерно-технического обеспечения, необходимых для подключения (техприсоединения) к ним МКД и иных объектов недвижимости.
Устанавливается единый срок внесения изменений в проектную декларацию: теперь, согласно документу, это будет происходить ежемесячно, не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным. Это оптимизирует работу застройщика с декларациями и потенциально уменьшит количество изменений деклараций по проекту строительства.
Информация о проекте строительства в ЕИСЖС должна будет также содержать данные о генеральном подрядчике, выполняющем работы в соответствии с договором строительного подряда; о сроке передачи застройщиком объекта долевого строительства участнику долевого строительства. Первую проектную декларацию в ЕИСЖС необходимо будет размещать с использованием усиленной квалифицированной цифровой подписи. Право доступа к ЕИСЖС теперь будет предоставляться также и органам местного самоуправления.
Законопроект дополняет единый реестр проблемных объектов перечнем оснований для исключения проблемных объектов. Таковыми являются:
• ввод объекта в эксплуатацию;
• принятие Фондом защиты дольщиков решения о нецелесообразности финансирования завершения строительства;
• вынесение арбитражным судом определения о завершении конкурсного производства и ликвидации застройщика.
Если говорить об изменениях, предложенных в Федеральный закон от 26.10.2002 года «О несостоятельности (банкротстве)» (127-ФЗ), то, в частности, снижаются до двух лет требования к наличию стажа работы конкурсного управляющего в деле о банкротстве застройщика.
Конкретизируется перечень документации, предоставляемой конкурсным управляющим в Фонд защиты дольщиков для принятия решения о целесообразности завершения строительства силами Фонда.
Фонд наделяется правом обращения в арбитражный суд с ходатайством об отстранении арбитражного управляющего и представлении новой кандидатуры.
Изменяется (повышается) очередность удовлетворения требований участников долевого строительства по взысканию неустоек (штрафов, пеней) и иных финансовых санкций. Они будут удовлетворяться одновременно с требованиями по взысканию основной суммы задолженности.
Дополняется, что основанием наступления субсидиарной ответственности должностных лиц ЖСК является превышение количества членов кооператива над количеством жилых помещений, и невозможность в связи с этим удовлетворить все требования пайщиков.
Действие 127-ФЗ в новой редакции предлагается распространить и на дела о банкротстве застройщиков, в том числе возбужденные до 1 января 2018 года, если в таких делах не начались расчеты с кредиторами третьей очереди.
Теперь коротко перечислим основные изменения, предложенные в Федеральный закон 218-ФЗ от 29.07.2017 «О публично-правовой компании по защите прав граждан-участников долевого строительства…» (218-ФЗ).
Подготовлены поправки, позволяющие Фонду вести работу с участниками ЖСК.
Исключаются ограничения на работу Фонда с жилыми домами блокированной застройки, состоящими из менее трех блоков. Для определения всего круга лиц и их форм участия в строительстве вводится понятие «участник строительства».
Исключаются упоминания о создании Фондом некоммерческой организации в целях урегулирования обязательств перед участниками строительства.
Функциями застройщика и технического заказчика при выполнении работ по завершению строительства наделяется непосредственно Фонд.
Процедура определения стоимости возмещения приводится в соответствие принятым на основании отдельного Постановления Правительства РФ «Правилам выплаты возмещения…» и «Методике определения стоимости…», о которых ранее писал портал ЕРЗ.РФ.
Вводится указание о возможности принятия Фондом решения о финансировании мероприятий по завершению строительства в случае, если размер такого финансирования не превышает максимальную величину возможных выплат возмещения гражданам — участникам строительства.