На сайтах Правительства РФ и Президента РФ опубликован доклад, подготовленный Минюстом России, о результатах мониторинга правоприменения в России за 2018 г., в том числе в области госзакупок.В доклад объемом более 170 страниц включены результаты мониторинга выполнения решений Конституционного Суда РФ, постановлений Европейского суда по правам человека, а также результаты мониторинга правоприменения по отраслям законодательства РФ, в частности в сферах оплаты труда, таможенного дела, госзакупок, территориального планирования, государственной регистрации недвижимости, антимонопольного законодательства.
Говоря о госзакупках, авторы доклада указали: «Помимо Федерального закона № 44-ФЗ в сфере регулирования публичных закупок действует более 100 постановлений Правительства Российской Федерации. Таким образом, законодательство о контрактной системе является чрезвычайно громоздким, что затрудняет процесс его применения».
При этом в разделе, посвященном госзакупкам, выделены основные тенденции в развитии российского законодательства о закупках, пишут в журнале «Конкуренция и право».
Указывается, что необходимы законодательные решения, направленные на совершенствование механизмов закупок, в том числе:
• определение единых правил нормирования и единого обязательного перечня нормируемых товаров, работ, услуг;
• переход к нормированию характеристик на основе каталога;
• оптимизация процедур закупок путем исключения излишних, неэффективных способов закупок;
• максимальная автоматизация и электронизация всех документов и этапов закупок посредством функциональных возможностей ЕИС;
• обеспечение участия в закупках квалифицированных и опытных участников путем введения универсальной предквалификации как критерия доступа к закупкам.
Сообщается, что Минфин России готовит проекты федерального закона и подзаконных нормативных правовых актов, направленных на достижение этих целей.
Также в разделе обозначены проблемы системного характера в сфере госзакупок.
Так, в рамках Закона № 44-ФЗ наименее урегулированы особенности закупок в отдельных сферах. В частности, в поступивших в Минюст России докладах субъектов РФ особо обозначаются такие сферы, как лекарственное обеспечение, строительство, закупки жилья для предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. В докладе указано, что целесообразно дальнейшее развитие Закона № 44-ФЗ путем выделения в главе 7 специальных статей, регулирующих особенности закупок в указанных сферах.
Среди других обозначенных в докладе проблем в этой сфере:
• затрудненная реализация ряда полномочий комиссии по осуществлению закупок;
• юридические трудности при реализации права детей-сирот на обеспечение жильем. Предлагается в числе прочего дополнить перечень исключений, предусмотренный ч. 8 ст. 96 Закона № 44-ФЗ, положениями о приобретении жилых помещений для предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, без установления необходимости предоставления обеспечения исполнения контракта;
• несогласованность между нормами Закона № 44-ФЗ и общими положениями Гражданского кодекса РФ и др.
В докладе делается вывод, что оценка Закона № 44-ФЗ как бизнесом, так и заказчиками совпадает в части понимания его забюрократизированности и недостаточного учета особенностей отдельных видов товаров, работ, услуг.
В целом необходимо отметить, что большинство экспертов в сфере закупок отмечают наличие множества проблем в законодательстве о контрактной системе. Участники закупок видят в бюрократизации процесса закупок широкие возможности для злоупотреблений. Со стороны заказчиков и членов комиссий нередко выражается обеспокоенность наличием неоднозначно трактуемых норм, за нарушение которых возможно наложение штрафов, сопоставимых с заработной платой.
Количество судебных актов в сфере закупок ежегодно увеличивается:2016 год — более 35 тысяч;2017 год — более 37 тысяч;2018 год — более 49 тысяч.
В то же время предсказуемость судебной практики, определенность толкования законодательства должны были бы, напротив, уменьшать количество судебных дел, говорится в документе.
При этом авторы доклада делают вывод, что установление приоритета неценовых критериев является коррупциогенным фактором, поэтому необходимо широкое общественное обсуждение перечня таких случаев, которое позволит учесть объективные причины имеющихся замечаний.