В настоящее время, по данным консалтингового центра "Петербургская недвижимость", доля экономкласса в новостройках в пригородной зоне Ленобласти составляет порядка 69%.
Однако 5 лет назад она составляла целых 86%. Например, в Мурино строились десятки объектов, которые относились к этому недорогому сегменту. Сейчас большинство таких жилых комплексов либо уже завершены, либо находятся в завершающей стадии. Да, есть еще ряд участков на территориях, более удаленных от станции метро "Девяткино", однако в целом предложение недорогого жилья в этой зоне по–прежнему сокращается. Застройка в пригородах за последние годы снизилась в показателях ровно наполовину — с 46 до 23% в общем объеме предложения в петербургской агломерации.
Предложение таетНа территории Петербурга аналитики отмечают ту же тенденцию — если в 2015 году доля класса эконом в предложении составляла 44%, то сейчас — уже 30%. "Мы наблюдаем, что на всей территории петербургской агломерации сократилось число объектов в этом сегменте, с 2015 года объем данного сегмента в предложении снизился с 63 до 39%, — уверена Ольга Трошева, руководитель КЦ "Петербургская недвижимость". — Границы между классами на первичном рынке все более размыты, покупатели становятся все более требовательными. В локациях, где очевидно должен развиваться самый недорогой сегмент, застройщики возводят жилье с качествами, которые присущи классу комфорт".
По словам Алексея Муравьева, директора по маркетингу ЖК "Новоселье: Городские кварталы", комплексов экономкласса в том виде, в котором они были изначально, в продаже сегодня не найти. "Во всяком случае, на территории Петербурга, — добавляет эксперт. — Удивляться тут нечему. Каждый застройщик совершенствует свой продукт, для того чтобы повысить его конкурентоспособность. Поэтому жилье любого класса год от года становится лучше. В том числе и сегмент эконом".
Дмитрий Ефремов, руководитель аналитического центра "Главстрой Санкт–Петербург", уверен, что покупатели все больше уделяют внимание не только стоимости квадратного метра, но и характеристикам жилого комплекса, его наполнению. Растет спрос на более интересные планировки и отделочные решения, новые подходы к архитектуре домов, благоустройству территории.
По словам Анжелики Альшаевой, генерального директора ГК "КВС", сейчас стали видны проблемы тех кварталов, которые в предыдущее десятилетие застраивались преимущественно жильем, без четкого плана развития территории. Поэтому и предпочтения покупателя меняются. Клиенты действительно оценивают квартиру не только по ее стоимости, они смотрят в целом на квартал, на наличие необходимой социальной и коммерческой инфраструктуры, маршруты общественного транспорта и потери в пробках. Бюджетные предложения на рынке, конечно, востребованы, но непродуманные кварталы пользуются все меньшим спросом. Покупатель готов платить больше за комфортную среду, и свою роль в этом также играет доступность ипотеки.
Позиционирование застройщиками новых проектов в сегменте комфорт приводит к тому, что ряды объектов экономкласса редеют. "В Петербурге, как и в Ленобласти, виден рост качества объектов, — говорит Анжелика Альшаева. — Сегодня по качеству строительства и благоустройства бюджетное жилье мало чем отличается от объектов комфорткласса, в основном — по расположению. И это также уменьшает разницу между ними в стоимости. Если же говорить об оставшемся в городе предложении экономкласса, то такие жилые комплексы строятся в основном в менее удачных локациях с точки зрения транспортной доступности и наличия инфраструктуры. Это, к примеру, микрорайон Шушары, локации в Колпинском районе".
По словам Романа Мирошникова, исполнительного директора СК "Ойкумена", есть еще две локации, подходящие территориально для возведения жилья экономкласса. Это территория бывшего совхоза "Ленсоветовский", а также Рыбацкое. Во–первых, здесь земельные участки под застройку изначально были невысокими по стоимости. Во–вторых, эти территории отличает нелучшая транспортная доступность, недостаток социальной инфраструктуры. Между тем здесь еще можно отыскать действительно недорогое жилье по цене 60–70 тыс. за 1 м2.
По данным КЦ "Петербургская недвижимость", в настоящее время в петербургской агломерации представлено 64 жилых комплекса класса эконом. В предложении по всем территориям находится 1,56 млн м2. Наибольший объем сосредоточен в пригородной зоне Бугры — Мурино и в городских локациях, таких как Парнас, Каменка и Ручьи.
За 9 месяцев реализовано 1,3 млн м2 жилья экономкласса. Средние цены на начало декабря 2019 года составили в Петербурге 97,1 тыс. рублей и в пригородной зоне — 73,2 тыс. рублей. С начала 2019 года сегмент продемонстрировал наибольший прирост в цене: в Петербурге — на 11%, в пригородной зоне — на 9%. Средний бюджет покупки в 2019 году составил: в городе — 3,63 млн рублей, в пригородах — 2,87 млн рублей.
По мнению Алексея Муравьева, окраины Петербурга могут быть весьма перспективным местом для появления экономпроектов. Ведь многие горожане или приезжие, кто не может позволить себе квартиру в комфортклассе, не говоря уже о более высоких ценовых категориях, купят жилье в классе эконом. Но при условии, что девелоперы будут совершенствовать его дальше, например ограничат количество студий, снизят высотность до среднеэтажной застройки.
Дмитрий Ефремов резюмирует: проекты экономкласса будут постепенно перемещаться за пределы КАД. Можно ожидать, что в перспективе 5–7 лет экономкласс полностью уйдет с первичного рынка Петербурга.