Российские ученые в рамках совместного проекта разработали технологию, которая позволит укрепить автомобильные дороги одним из наиболее прочных и износостойких материалов в мире — сверхвысокомолекулярным полиэтиленом. Сейчас полимер используется для протезирования суставов, изготовления бронежилетов, деталей ракет и самолетов.
Применение сверхвысокомолекулярного полиэтилена в настоящее время ограничено сложным процессом его переработки в готовые изделия. Однако ученым из Новосибирского института органической химии им. Н.Н. Ворожцова (НИОХ СО РАН) удалось упростить технологию его создания настолько, что подешевевший материал можно будет использовать для укрепления автодорог.
Разработчики использовали новый катализатор, который позволяет исключить наиболее затратные стадии классического процесса получения сверхпрочного волокна, связанные с длительным нагревом полимера в масле. При этом для производства по новой технологии можно использовать стандартное оборудование российских нефтехимических предприятий, с помощью которого сейчас выпускается обычный полиэтилен. Поэтому разработчики полагают, что технологию можно будет легко масштабировать. В результате полимер может подешеветь до 150 рублей за 1 кг (сейчас цена 1 кг исходного порошка составляет около 2,5 тыс. рублей).
Ученые НИОХ СО РАН предлагают создавать из материала специальные армирующие сетки, помещаемые внутрь дорожного покрытия. Это позволит защитить его от разрушений и увеличит срок межремонтной эксплуатации трасс минимум в три раза, считают разработчики проекта.
По мнению ученых, волокно также можно будет применять для пошива недорогой защитной одежды для мотоциклистов, а в перспективе — для снижения стоимости бронежилетов, изготовления тросов и сверхлегких парусов.