1 июля 2017 года впервые был введен институт персональной ответственности специалистов по организации строительства и начал формироваться Национальный реестр специалистов строительной отрасли. Два с половиной года работы Реестра позволяют подвести некоторые итоги и определить направления его дальнейшего развития.
Создание института персональной ответственности в строительстве – такова ключевая цель Национального реестра специалистов (НРС). Специалисты высокой квалификации, сведения о которых включены в НРС, призваны составить стержень отрасли, обеспечить безопасность и качество строительства за счет персональной ответственности за результат своей профессиональной деятельности. Задача по созданию и ведению национальных реестров специалистов была возложена законом на национальные объединения, и эту задачу на сегодняшнем этапе можно считать полностью и достойно выполненной.
НРС – как показатель качества квалификации
На сегодняшний день в Национальный реестр специалистов в области строительства включено свыше двухсот тысяч специалистов, что в пересчете на общее количество генподрядных организаций, состоящих в СРО, составляет в среднем более 2 специалистов на строительную компанию. Требование закона о наличии в штате по основному месту работы у каждого члена СРО не менее двух специалистов, сведения о которых включены в реестр, выполнили более чем 92% строительных компаний. В 67 СРО (из 222 действующих) данное требование выполнено всеми состоящими в реестре членами, то есть на 100%.
Таким образом, количественные показатели по наполнению Национального реестра демонстрируют позитивную динамику. НРС создан, задача по его наполнению, вопреки мнению, что в отрасли нет такого количества организаторов строительства, соответствующих установленным высоким требованиям, близка к своему решению.
Вместе с тем количественное наполнение Реестра не является самоцелью. Национальный реестр специалистов в области строительства – это средство, инструмент для обеспечения работы института персональной ответственности в строительстве. Гораздо более важное значение имеют качественные показатели работы института персональной ответственности, а именно: уровень квалификации специалиста, включенного в реестр, его роль на строительной площадке и реальная ответственность за результаты выполнения работ.
Именно в таком ключе профессиональное сообщество по инициативе национальных объединений и «ОПОРЫ РОССИИ» в июне текущего года начало новый этап обсуждения текущей ситуации и направлений дальнейшего развития института персональной ответственности в строительстве. Состоявшийся 20 июня этого года на площадке Общественной палаты России круглый стол дал возможность собрать и обобщить множество позиций, высказанных представителями профессионального сообщества. Это позволило определить проблемные зоны и сделать попытку наметить единый, разделяемый всеми участниками обсуждения подход к их решению. В развитие этого обсуждения был организован ряд мероприятий – в рамках X Всероссийской конференции «Российский строительный комплекс» в Санкт-Петербурге и Международного форума и выставки высотного и уникального строительства 100+ FORUM RUSSIA – 2019.
Институт персональной ответственности в строительстве находится в начальной стадии развития, механизмы его работы не развернуты в полной мере, они в строительной отрасли только лишь закладываются. И даже при том, что общее направление выбрано правильно, подход к реализации идеи персональной ответственности имеет свои ограничения, проблемные зоны. Во многом за счет этого Национальный реестр специалистов подчас воспринимается сообществом как излишний административный барьер.
Впереди – новый этап развития персональной ответственности
Какие же проблемные зоны мы видим в настоящий момент?
Во-первых, требование о наличии в штате каждого члена СРО не менее двух специалистов, сведения о которых включены в Реестр, носит в известной степени формальный характер, не отражает иерархию специалистов в строительном процессе и потребность конкретной компании в их численности.
Во-вторых, квалификация специалистов для включения сведений о них в Национальный реестр ведется по формальным признакам (наличие образования, стажа), которые не отражают реальный уровень имеющихся у организатора строительства компетенций.
В-третьих, статус специалиста НРС носит обобщенный характер, не отражает имеющуюся у главного инженера проекта специализацию по организации работ по строительству на конкретных объектах. Между тем, например, организация выполнения кровельных работ в значительной степени отличается от организации работ по дорожному строительству или по строительству объектов промышленности и энергетики.
И, наконец, в-четвертых, представители профессионального сообщества и руководители органов государственного строительного надзора отмечают, что в нормативных правовых актах и нормативно-технических документах не прописана роль специалистов НРС, механизмы контроля за их реальным присутствием на строительной площадке и виды административной и иной ответственности за результаты работы.
Для устранения всех этих проблем Экспертным советом НОСТРОЙ подготовлены инициативы по внесению изменений в Градостроительный кодекс РФ. Нужно сказать, что эти предложения полностью согласуются с основными положениям Стратегии развития строительной отрасли до 2030 года. Так, НОСТРОЙ предлагает увязать требования Градостроительного кодекса РФ по включению сведений о специалистах в Реестр с требованиями профессионального стандарта «Организатор строительного производства».
В чем революционность таких предложений? Прежде всего, это позволило бы включать в Национальный реестр не только специалистов высшего, 7-го уровня квалификации – главных инженеров проекта, но и специалистов 6 и 5 уровня – прорабов, мастеров строительного участка, то есть всю иерархию специалистов, ответственных за организацию строительства. При этом и уровень требований к образованию и стажу специалистов должен быть установлен на основе требований профстандарта – таким образом, в Реестр смогут быть включены лица, занимающие должность прораба и имеющие среднее профессиональное образование в области строительства (при соответствии также требованиям по стажу и т.д.).
Привязка к профессиональному стандарту позволит включить в требования к потенциальному члену НРС подтвердить имеющуюся квалификацию через объективную и прозрачную процедуру независимой оценки квалификации и предоставить соответствующий документ. При этом независимая оценка проводится с учетом специализации сотрудника по видам работ в строительстве.
Среди других предложений Экспертного совета, которые также пока проходят обсуждение, - отмена обязательных требований по численности в штате строительной организации специалистов, сведения о которых включены в НРС.
Реализация перечисленных выше предложений позволит решить накопившиеся проблемы и создать реальный, а не формальный механизм подтверждения квалификации специалистов по организации строительства. Это обеспечит более эффективную работу института персональной ответственности в строительстве.